Меню

Как законно установить торговый павильон

Как взять в аренду землю у государства в городе, чтобы поставить павильон или ларек

Вопрос от Евгения:

Привет, Николай. Хочу поставить в городе ларек большой. Два в одном. С двумя отдельными входами. Один типа офиса принимать заказы, подписывать договора с работниками и тп. Второй для торговли. Так вот вопрос. Какие документы нужны? И сколько средств уйдет на все разрешения, чтобы получить в аренду землю у государства? Павильон уже есть в собственности. Заранее спасибо!

Ответ от юриста Шмидт Яны Леонидовны:

Установка торгового павильона и аренда земли у государства дело непростое. Сразу скажу нужно запастись терпением.

Для начала, вы как минимум должны быть зарегистрированы как ИП или юридическое лицо.

Также отмечу, что в зависимости от региона требования к открытию могут разниться. Для уточнения необходимо обратиться в отдел земельных или имущественных отношений администрации города или округа в котором вы проживаете. Я не могу описать вам досконально весь процесс получения необходимых документов, так как повторюсь, в зависимости от региона требования и пакету документов будут отличаться.

Не ленитесь! В администрацию вам придется ходить еще много раз. Поэтому перед сбором документов лучше уточнить все необходимые сведенья непосредственно в самой администрации, в соответствии с вашими региональными требованиями.

Далее, мы рассмотрим общие требования к необходимым документам на первоначальном этапе открытия торгового павильона для целей, не связанных со строительством. Потому что многие граждане задают вопрос именно о том, с чего начать, куда обратиться, что спрашивать.

Пошаговый план действий

Первое что нужно сделать — это выяснить, в чьей собственности находится земельный участок: в муниципальной или государственной. Для этого обращаемся в Департамент имущественных отношений городской администрации. Адреса и режим работы можно узнать на их сайте или в 2Гисе.

В муниципальной собственности

Если участок находится в муниципальной собственности, то следующий этап — это обращение с заявлением на имя главы района (или населенного пункта). В заявлении прописывайте:

Заявление получится примерно вот такого содержания:

«Прошу предоставить мне в аренду земельный участок, находящийся в муниципальной собственности у администрации города ххх, для предпринимательских целей по продаже цветов и сопутствующих товаров. Общая площадь земельного участка 35 кв м. Земельный участок расположен на пересечении улицы Пушкина и улицы Маяковского. План расположения земельного участка прилагаю».

К заявлению прилагается:

Примерная форма указанных выше документов представлена на рисунках:

Кроме этого, к заявлению прилагаются следующие документы:

Поданное вами заявление, с указанным выше пакетом документов, рассматривается администрацией в течение месяца.

По истечении месяца, администрация выдает схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте на соответствующей территории.

Далее, вы за свой счет обязаны выполнить кадастровые работы в отношении этого участка. Без кадастровых работ невозможно предоставление земельного участка в аренду.

После получения кадастрового паспорта, администрация в 2-х недельный срок принимает решение о предоставлении земельного участка в аренду. После этого они направляют вам решение с кадастровым паспортом.

С даты принятия данного решения, в течение недели вы должны заключить договор аренды земельного участка.

В государственной собственности

Если участок находится в государственной собственности, то для получения его в аренду необходимо соблюсти несколько иной порядок действий. Данным вопросом будет заниматься уже не Департамент имущественных отношений, а Главное Управление по земельным ресурсам вашей области. Уточните место нахождения этого управления в вашем регионе и уточните всю необходимую информацию у них.

Далее, мы рассмотрим общий порядок предоставления земельных участков в аренду под торговый павильон, в случае когда земля находится в государственной собственности.

Первое, что необходимо подготовить это заявление. Оно будет по той же форме.

Далее, к заявлению необходимо приложить:

Далее, вышеуказанный пакет документов рассматривает уполномоченная комиссия данного управления по земельным вопросам.

После этого информация о востребованности на данный земельный участок публикуется в местной газете (это еще не торги!). В течение месяца, если ваше заявление будет единственным, то управление направляет в Департамент имущественных отношений и в Департамент архитектуры и градостроительства обращение о формировании земельного участка.

Далее все идет по той же схеме, что и при получении земли из муниципальной собственности:

Если ваше заявление не единственное, то объявляют торги на право получить данный земельный участок в аренду.

Вот и все. В целом, местные администрации выделяет время на консультацию граждан (предпринимателей) по данному вопросу, поэтому обязательно обратитесь и вам все расскажут.

На самом деле все может оказаться проще, чем описано в статье. Все зависит от города и от того, в чьей собственности участок, на который вы хотите поставить павильон. Поэтому рассмотреть всевозможные случаи мы физически не можем. Начните с похода в администрацию, а дальше будет все известно.

Конечно, проще арендовать землю под павильон у частного собственника, но если такой возможности нет, то необходимо пройти все вышеуказанные этапы. И повторюсь еще раз, что формы заявлений и план действий могут отличаться в зависимости от города!

Источник

1) О праве размещения нестационарных торговых объектов на придомовой территории многоквартирных домов,

Читайте также:  Как установить картинку на экран блокировки компьютера

2) Собственники помещений в многоквартирном доме вправе предоставлять принадлежащий им земельный участок (его часть) для размещения на нем нестационарного (-ых) торговых объектов.

Конституционный Суд Российской Федерации в своем Определении от 05 декабря 2019 года № 3273-О (http://doc.ksrf.ru/decision/KSRFDecision445023.pdf) определил, что собственники помещений в МКД вправе предоставлять принадлежащий им земельный участок для размещения нестационарных торговых объектов при условии соблюдения их владельцами санитарных требований и правил пожарной безопасности.

Как это следует из положений пункта 4 части 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации, земельный участок, принадлежащий в качестве общего имущества на праве долевой собственности собственникам помещений в многоквартирном доме, предназначен прежде всего для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома, в том числе за счет озеленения этого участка.

Соответственно, торговая деятельность, будучи дополнительным (факультативным) видом использования такого участка, допустима лишь как дополнение к основным видам благоустройства придомовой территории, непосредственно направленным 11 на удовлетворение потребностей граждан в жилищной сфере и в комфортной среде обитания (озеленение, организация мест для отдыха и т.д.), и не может подменять данные виды или препятствовать их осуществлению.

Нестационарная торговля, не сопряженная с существенными организационными и финансовыми издержками, – наряду с развозной и разносной торговлей – служит одной из важных форм ведения малого предпринимательства и объективно предполагает ее осуществление на наиболее приближенной к потребителям территории, что согласуется и с позициями, изложенными в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 16 января 2018 года № 10-О.

Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 16 января 2018 года № 10-О.

Возможность введения муниципальными правовыми актами общих запретов на осуществление нестационарной торговли на придомовых территориях не согласовывалась бы и с принципом защиты конкуренции, а также препятствовала бы достижению конституционно значимых целей развития малого предпринимательства (статья 6 Федерального закона от 24 июля 2007 года № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации»), для которого нестационарная торговля является неотъемлемой формой деятельности.

Не случайно и в Стратегии развития торговли в Российской Федерации на 2015–2016 годы и период до 2020 года, утвержденной приказом Министерства промышленности и торговли Российской Федерации от 25 декабря 2014 года № 2733, обращалось внимание, что основной акцент следует сделать на развитии торговой инфраструктуры «шаговой доступности» во всех сегментах розницы, нацеленных на реализацию свежих продуктов питания и сельскохозяйственной продукции местного производства; прежде всего на малые форматы торговли (в том числе небольшие магазины, нестационарная и мобильная торговля, фирменная торговля местных и региональных производителей продуктов питания, ярмарки, сельскохозяйственные рынки) (пункт 2).

Собственники помещений в многоквартирном доме вправе предоставлять принадлежащий им земельный участок (его часть) для размещения на нем нестационарного (-ых) торговых объектов.

Конституционный Суд Российской Федерации, рассматривая ранее вопрос о выборе органами местного самоуправления мест для размещения таких нестационарных торговых объектов на земельных участках, находящихся в муниципальной собственности, неоднократно указывал на необходимость достижения в каждом конкретном случае при утверждении (изменении) схемы размещения нестационарных торговых объектов баланса интересов местного сообщества в целом и соответствующих хозяйствующих субъектов с учетом особенностей конкретного муниципального образования, в целях создания условий для наилучшего удовлетворения потребностей населения в получении необходимых товаров, работ и услуг по месту жительства и без ущерба для стабильного ведения предпринимательства (Определение от 29 января 2015 года № 225-О).

Приведенная правовая позиция общего характера сохраняет свою силу и имеет ориентирующее значение также при решении вопроса о размещении нестационарных торговых объектов на земельных участках, находящихся в частной собственности.

Из положений пункта 2 статьи 209 во взаимосвязи с пунктом 1 статьи 260 ГК РФ следует, что собственники земельного участка – если он не исключен из оборота или не ограничен в обороте – вправе по своему усмотрению совершать в отношении него любые действия (в том числе сдавать в аренду), не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц.

Земельный кодекс Российской Федерации также предусматривает возможность для собственников земельных участков свободно владеть, пользоваться и распоряжаться землей, если это не наносит ущерб окружающей среде, в том числе право возводить здания и сооружения (подпункт 4 пункта 1 статьи 1 и статья 40).

Читайте также:  Как установить linux на arm планшет

С указанными нормами соотносятся и положения Жилищного кодекса Российской Федерации, закрепляющие, что объекты общего имущества в многоквартирном доме, в число которых входит земельный участок, могут быть переданы в пользование иным лицам в случае, если это не нарушает права и законные интересы граждан и юридических лиц (пункт 4 части 1 и часть 4 статьи 36), к компетенции общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме относится принятие решений о благоустройстве земельного участка, в том числе, о размещении элементов благоустройства на указанном земельном участке, и о предоставлении в пользование общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме иным лицам (пункты 21 и 3 части 2 статьи 44).

Соответствующие полномочия собственника земельного участка по размещению и использованию нестационарных торговых объектов предусмотрены, в частности, и положениями части 7 статьи 10 Федерального закона «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» о том, что порядок размещения и использования нестационарных торговых объектов на земельном участке, находящемся в частной собственности, устанавливается собственником этого земельного участка.

Принятие решений по данному вопросу является одним из способов распоряжения земельным участком собственниками помещений в многоквартирном доме, которые вправе предоставлять принадлежащий им земельный участок (его часть) для размещения на нем нестационарного (-ых) торговых объектов.

По мнению Конституционного Суда, указанное распоряжение земельными участками должно осуществляться с учетом установленных обязанностей соблюдать требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, а также требование об использовании земельных участков в соответствии с их целевым назначением (подпункт 8 пункта 1 статьи 1, статья 42 Земельного кодекса Российской Федерации и пункт 2 статьи 260 ГК Российской Федерации).

Вместе с тем, решение вопросов благоустройства территории муниципального образования не может сопровождаться установлением норм права, предполагающих ограничения и запреты в отношении существа (основных характеристик) экономической деятельности, непосредственно не связанных с задачами обустройства комфортной среды обитания городского сообщества и не содержащихся в отраслевом (специальном) законодательстве. Иное означало бы признание за органами местного 13 самоуправления городского округа, по сути, неограниченных регулятивных полномочий.

Находящиеся во взаимосвязи с указанными правовыми нормами положения части 7 статьи 10 данного Федерального закона по их буквальному смыслу и в системной связи с общедозволительными нормами Гражданского кодекса Российской Федерации (статьи 1, 9, 209, 260 и др.), Земельного кодекса Российской Федерации (статья 40) и Жилищного кодекса Российской Федерации (статья 36) не предполагают возможности для органов местного самоуправления, вопреки их конституционному предназначению и конституционному разграничению компетенции между Российской Федерацией, ее субъектами и органами местного самоуправления в сфере регулирования имущественных правоотношений, самостоятельно, в качестве первичного нормотворчества, вводить несоразмерные ограничения нестационарной торговли на придомовой территории, создавая тем самым произвольные препятствия для осуществления законной предпринимательской деятельности и ограничивая право собственника (участников долевой собственности) распоряжаться своим имуществом (статья 34; статья 35; статья 55, часть 3, Конституции Российской Федерации).

Конституционный Суд РФ в своем Определении от 05 декабря 2019 года № 3273-О «русским по-белому» указал органам местного самоуправления городского округа на их обязанность принимать такие муниципальные правовые акты, которые должны обеспечивать взаимную согласованность предметно связанных между собой норм различной отраслевой принадлежности, поскольку по смыслу правовых позиций Конституционного Суда Российской Федерации нормы публичного права должны быть гармонизированы с диспозитивными нормами частного права (Постановление от 14 июля 2003 года № 12-П), а равенство всех перед законом и судом может быть обеспечено лишь при условии единообразного понимания и применения правовых норм всеми правоприменителями (постановления от 27 июня 2013 года № 15-П, от 22 июня 2017 года № 16-П и др.).

Источник

Как поставить ларек в городе: выбор места, регистрация, сумма вложений

Для начинающего предпринимателя без опыта и большого объема средств удачным вариантом может стать открытие ларька. Руководить таким бизнесом несложно, поэтому можно сохранить место работы. Хотя уровень конкуренции в торговле не радует, мини-магазин может стать началом более крупного бизнеса, если воспользоваться преимуществами: возможностью определить удобное для клиентов время работы и индивидуальный подход. Вероятность успеха повышается, если выбран уникальный товар.

Как открыть ларек и зарегистрировать его

Начать свой бизнес мечтают многие, основная сфера – торговля. Ларек можно установить в помещении (торговом центре, на вокзале или станции метро) или на улице, построить, купить, взять в аренду. Если киоск в помещении, не нужно тратиться на устройство отопления, повышается уровень безопасности. Но арендная плата выше, свободных строений почти нет.

Читайте также:  Как установить замок аристо на шкаф купе

Если бизнес открывается без компаньонов, нужно зарегистрировать ИП, обладающее рядом преимуществ:

Регистрация осуществляется по месту постоянного места жительства. Процедуру вполне можно пройти самостоятельно. Но если есть сомнения, лучше привлечь специалистов.

Важно! Стоит учесть, что в больших городах с 2018 года регистрацией ИП занимаются многофункциональные центры.

Перед походом в центр или инспекцию необходимо выбрать вид налогообложения (УСН), определить код ОКВЭД (47.8), оплатить госпошлину (800 рублей). УСН предполагает 2 способа расчета налога: 6% от суммы, поступившей в кассу, или 15% от разницы между доходом и расходом. Госпошлину можно оплатить в банке или на сайте Налоговой инспекции.

Для регистрации требуется:

Открыть свой бизнес

Статус ИП предоставляется через 3 дня. Выдаются 2 свидетельства: о регистрации предприятия и постановке на налоговый учет, и выписка из ЕГРИП. Данные в ПФР и ФФОМС отправляет сотрудник налоговой, свидетельства посылаются по почте.

Но это лишь первый шаг, если покупать готовую конструкцию или строить. Потребуется аренда участка, которая оформляется в муниципалитете (администрации). Если населенный пункт большой, устраиваются тендеры. В маленьких городах проблем меньше. Разрешение на монтаж выдает управление архитектуры, необходимо согласование с управлением торговли.

Если нанимается продавец, у него должна быть санитарная книжка.

Выбор места

Решая вопрос, как поставить ларек в городе, используются 2 подхода:

Ларек на остановке

Товары начинающие предприниматели выбирают такие, о которых что-то знают. Сначала выясняется, какие поставщики существуют, по каким ценам продают. Недостаток этого метода – вероятность, что место найдется не скоро.

Если сначала найти место, потребуется анализ с целью выявить, что имеет высокий спрос в конкретном месте. Достаточно пройтись по торговым точкам, расположенным поблизости. Потом можно искать поставщиков и определяться с ценами. Плюс такого подхода – снижение риска потери средств. Если предмет торговли окажется невостребованным, его можно будет заменить с минимальными затратами.

В ларьках торгуют товарами, которыми люди пользуются ежедневно. Большая площадь не требуется – достаточно 6-10 м2.

Выбор места в зависимости от вида продукции:

Очень дорогие и специализированные изделия в киосках продаются редко. Спрос на них небольшой, киоск лучше расположить в торговом центре. Это могут быть сигары, дорогой кофе или чай.

Подбор сотрудников

Количество продавцов зависит от графика работы. При круглосуточной работе потребуется 2 сотрудника, если мини-магазин будет открыт и в выходные, количество увеличится до 3-х, придется составлять график. Кто-то из них должен будет вести учет. Если точка на улице, придется позаботиться об охране.

Продавцы должны обладать знаниями о товаре, приятным внешним видом и грамотной речью, высокой коммуникабельностью, умением убеждать. Особенность мини-магазина – необходимость продавать быстро в условиях сезонности и изменения спроса.

Во время собеседования необходимо выяснить:

Необходимо помнить, что продавцы являются лицом торговой точки. Аккуратной одежды и хорошей речи может оказаться недостаточно. Человек за прилавком должен любить эту работу, точно определять, когда нужно проявить инициативу. Например, если продавец уверен, что при расположении предметов в другом порядке продажи повысятся, он должен не задумываясь все переделать.

Список оборудования для киоска

Самое важное – строение. Если оно арендуется, остается только обустроить его изнутри. При аренде земельного участка придется выбрать один из трех вариантов:

Идеальный вариант для начинающего бизнесмена – аренда у муниципалитета. Начальные вложения будут минимальны, так как в большинстве подобных сооружений уже имеются инженерные коммуникации.

Купить готовый павильон быстрее и проще. Его привезут и поставят за один день, останется только подключить инженерные коммуникации. Можно найти поставщика, который для уличного киоска сделает противовзломную дверь, защитные рольставни, усиленный пол. Некоторые производители подобных конструкций предлагают жалюзи, стеллажи, кондиционеры и другое полезное оборудование.

Обустройство помещения зависит от вида продукции. Если продаются продукты, необходим холодильник. Без стеллажей, витрин, весов, кассового аппарата, стола и стула для продавцов не обойтись в любом случае. Если нет системы отопления, в зимний период придется пользоваться электрическим обогревателем. В условиях высокой конкуренции желательна яркая вывеска.

Подсчет расходов на открытие

Если рассматривать финансовую сторону подобного проекта, то необходимо отметить, что объем начальных вложений зависит от нескольких факторов:

В большом городе начальные вложения будут выше из-за более высокой арендной платы на землю и конструкции. Цена за самостоятельное или купленное строение зависит от площади и использованных в процессе изготовления материалов. Цена оборудования выше, если продаются продукты, требующие приобретения холодильника. Закупочная стоимость выше у лицензионных и специальных товаров. От графика работы зависит объем затрат на зарплаты.

Средний объем начальных вложений:

Оформление документации в процессе организации бизнеса

Источник