Как правильно установить шатуны на велосипед

Содержание
  1. Разновидности и установка шатунов на велосипед
  2. Шатуны велосипедные: общие сведения
  3. Типы шатунов и способы их крепления
  4. Демонтаж и установка шатунов
  5. Как поменять шатуны и систему на велосипеде
  6. Введение
  7. Содержание статьи:
  8. Как пользоваться?
  9. Снятие и установка подшипников
  10. Снимаем шатун со съёмником
  11. Что из себя представляет шатун
  12. Зачем снимать шатуны с велосипеда
  13. Снимаем шатун без съёмника
  14. Съемник шатунов (системы)
  15. Съемник каретки
  16. Съемник кассеты
  17. Съемник трещотки
  18. Как снять шатун без использования съемника?
  19. Что такое съемник?
  20. Устройство съемника, его достоинства и недостатки
  21. Шатуны велосипедные: общие сведения
  22. Техника безопасности при работе со съемником
  23. Заключение
  24. Как снять шатуны с велосипеда
  25. Установка шатуна
  26. В каких ситуациях может потребоваться демонтаж шатуна?
  27. Порядок демонтажа
  28. Виды и предназначение
  29. Выкручиваем каретку без съемника
  30. Снятие и установка шатунов, причины для демонтажа
  31. Велосипедные шатуны – описание
  32. Типы шатунов и способы их крепления
  33. Монолитные (односоставные)
  34. Двухсоставные
  35. Разборные
  36. Снятие и установка шатунов
  37. Причины для демонтажа
  38. Порядок действий
  39. С каким усилием затягивать шатуны?

Разновидности и установка шатунов на велосипед

6 минут Автор: Михаил Скворцов 2061

Велосипедный шатун (педальный рычаг) – знакомая и значимая деталь трансмиссии. Является связующим звеном при передаче усилий на кареточный вал и передние звезды. Исправное состояние и надежное закрепление шатунов на каретку гарантирует максимальную эффективность передачи крутящего момента и безопасность движения.

Шатуны велосипедные: общие сведения

Трансмиссия велосипеда имеет пару шатунов, расположенных по обе стороны от каретки. Детали устанавливаются на кареточном валу с помощью специальных креплений. В зависимости от производителя и типа велосипеда, крепления различаются, и чуть позже обязательно об этом поговорим.

Шатунная пара вместе с передними звездами образует систему. Она может быть разборной и неразборной. Первый тип встречается на бюджетных моделях велосипедов, включая односкоростные дорожники. Здесь износ звездочек развивается одновременно с усталостью материала рычагов. В случае преждевременной поломки шатунов система полностью подлежит замене.

По стандарту звезды располагаются справа по ходу движения, следовательно, к звездочкам закреплен правый шатун. На байках среднего и высокого уровня звездочки могут меняться отдельно от шатунной пары. Его можно снять и, таким образом, заменить лишь часть системы – изношенные звезды.

Шатунная пара и каретка – самые нагруженные узлы велосипедной трансмиссии, так как напрямую принимают толкательно-вращательные усилия от ног велосипедиста. В изготовлении деталей используются материалы:

Значительную роль в динамике передвижения играют вес и форма шатунов. Производители стараются сделать их максимально легкими и компактными. Так, для уменьшения веса внутри детали специально делаются полости. Идея принадлежит японскому производителю Shimano:

Разобрать систему обычным гаечным ключом не получится, для этого потребуется специальный съемник шатуна. При вдавливании инструмента деталь свободно откручивается с оси каретки, не повреждая ее.

Типы шатунов и способы их крепления

Динамика движения на велосипеде зависит от многих факторов, в том числе и длины педальных рычагов. Размеры варьируются от 150 до 185 мм. Чем длиннее шатун, тем меньше частота педалирования и больше сила вытягивания, и наоборот. Эта закономерность помогает подобрать оптимальный размер для удобного катания.

На гонных велосипедах ставятся удлиненные рычаги более 177.5 мм, на трековых моделях предпочтительны укороченные детали. Традиционно длина шатунов на взрослый байк колеблется от 165 до 185 мм. Подростковые, детские и трековые модели оснащаются короткими рычагами размером от 150 до 177.5 мм. Диапазон 165 – 177.5 мм можно считать неким универсалом для всех моделей.

Тип шатунов по способу установки и демонтажа:

Крепление к валу каретки бывает:

Какая резьба нарезается на шатунную пару и в какую сторону крутить съемник при разборке системы? Резьба на оба рычага правая: раскручивание против, закручивание – по часовой стрелке.

На внешней стороне рычага находится отверстие для педали. Традиционный размер ключа для снятия и установки – 15 мм. Резьба на педалях направлена только по ходу движения. В комплекте педали помечаются буквами R и L. Поставить левую педаль на правый шатун и наоборот не получится.

Демонтаж и установка шатунов

Зачем надо снимать шатуны? Причин может быть несколько:

Трогать систему просто так не рекомендуется, хотя для тренировки в обслуживании велосипеда приветствуется. Главное ‒ потом правильно все установить на место.

Ход работы:
1.Снять защитную заглушку.

2.Вставить съемник внутрь полости и скрутить фиксирующую гайку. Если гайка идет плохо, сбрызнуть WD-40 или другой смазкой. В случае имбусового крепления подбираем соответствующий ключ.

3.Вставить съемник в шатун другим концом и ввинтить до упора в резьбу.

4.Закрутить болт инструмента при помощи гаечного ключа.

5.Шатун выдавится с вала.

6.Делаем все, что нужно, и приступаем к обратной установке.

7.Очистить и смазать место крепления рычага к оси каретки.

8.Надеть шатун на вал, вставить съемник и с усилием закрутить в обратную сторону.

9.Надеть фиксирующую гайку и заглушку.

Внимание! Закручивать максимально крепко, иначе при езде шатун будет люфтить.

Достаточно прозрачный вопрос, как снять шатуны, если под рукой имеется съемник. Гораздо интереснее этот процесс выглядит без использования этого инструмента.

Несколько кустарных методов:

Какой из этих способов выбрать? Самое верное решение – купить новый съемник, тем более стоит он недорого.

Устройство системы достаточно простое, и поменять ее компоненты реально самостоятельно. Для снятия шатунов потребуется съемник и немного свободного времени. Немаловажную роль играет отслеживание состояния системы, чтобы вовремя поменять изношенные компоненты. Поэтому не забываем проводить визуальную диагностику своего велосипеда.

Источник

Как поменять шатуны и систему на велосипеде

Введение

Шестигранные ключи для болтов, удерживающих шатуны, и некоторых типов стопорных колец;
Молоток: HMR-4;
Динамометрический ключ;

Изображение ниже: Самоизвлекающаяся система с отверстиями для штифтов в стопорном кольцеИзображение ниже: Самоизвлекающаяся система с отверстием под шестигранный ключ в стопорном кольце

Многие производители выпускают как двусоставные, так и трехсоставные системы “самоизвлекающегося” типа (то есть разбираемые с помощью одного ключа). В них съемник эргономично встроен в шатун. В системах с самоизвлекающимися шатунами используются кольца с резьбой, которые внешне похожи на пыльники. Однако, эти стопорные кольца закручены над болтом, удерживающим шатун, поэтому при раскручивании болта последний давит на кольцо, что, в свою очередь, приводит к выталкиванию шатуна с оси. Никаких дополнительных инструментов для снятия шатунов не требуется.

Изображение ниже: Самоизвлекающийся шатун FSA с болтом и стопорным кольцомИзображение ниже: Стопорное кольцо, открученное с помощью штифтового ключа. Под ним расположен болт

Болт, удерживающий шатун, в самоизвлекающихся системах имеет правую резьбу (закручивается по часовой стрелке, откручивается – против). Стопорные кольца могут иметь как левую, так и правую резьбу в зависимости от производителя, поэтому направление резьбы нередко указывается стрелками. Кольца закручиваются при помощи штифтовых или шестигранных ключей. Для некоторых колец SRAM и Truvativ требуются шестигранные ключи на 16. Если у вас такого ключа нет, то можно воспользоваться гайкой диаметром 5/8″ и конусным ключом, как будет показано ниже.

Установка шатуна на ось в самоизвлекающихся системах требует особой аккуратности. При установке трудно понять, как шатун заходит на шлицы оси. Шатуны и ось должны быть установлены правильно, поскольку при установке шатун впрессовывается в ось. Чрезмерное применение силы при соединении деталей может повредить шатун. Снятое стопорное кольцо дает возможность визуально контролировать процесс соединения деталей. Если есть сомнения в правильности установки шатуна на ось, снимите стопорное кольцо, закрепите шатун и установите кольцо на место.

Содержание статьи:

1. Устройство педалей велосипеда

Ну что ж, для начала начнем мы с небольшой теории. Что же, собственно говоря, представляют собой велосипедные педали?

Велопедали — составляющая часть системы (шатунов), приводящая в движение велосипед при помощи усилия ног велосипедиста с последующим вращением кареточного вала и далее через трансмиссию на заднее колесо.

Читайте также:  Как установить часы на брелке старлайн а91

Рассмотрим их устройство на примере классических и самых распространенных велосипедных дорожных педалей. Итак, состоят они из:

С обоих концов оси нарезана резьба. Для вкручивания в шатун нарезают резьбу M14x1.0 или M14x1.25. Прикручиваются они слева — левой резьбой (откручивается по часовой стрелке), а справа — обычной правой (откручивается против часовой стрелки). Такой способ крепления предотвращает при вращении педалей их закручивание наглухо и считается, что таким образом они не выкручиваются во время езды. На противоположном конце оси резьба стандарта M7x1 (правая), на коротую накручивается конус. Этим конусом производят точную регулировку шарикоподшипников. Вдоль этой резьбы дополнительно прорезана канавка, в которой фиксируется ус шайбы, устанавливаемой между контргайкой и торцом конуса. Шариковый путь оси, конус и чашки педали закаливают, чтобы получить твердую поверхность, а все поверхности снаружи деталей хромируются.

С первого взгляда велопедали, вроде бы достаточно несложный механизм, но разновидность их типов и производителей могут привести в ступор неподготовленного человека, решившего приобрести их для своего двухколесного друга.

2. Выбор велосипедных педалей

По своему конструкционному исполнению, велосипедные педали делятся на 3 большие категории:

По назначению педали в свою очередь подразделяются на несколько типов:

Давайте теперь более подробно рассмотрим все существующие разновидности педалей для того, чтобы вы лучше ориентировались при их выборе в магазине. Начнем от самых простых дешевых и закончим профессиональными и дорогими. Так вы поймете для какого стиля катания подходят те или иные педали.

Как пользоваться?

Пользоваться съемником каретки для ее извлечения довольно просто:

Помните, что на большинстве кареток справа нарезана правая резьба, а слева – левая. За исключение итальянок, где обе чашки с правой резьбой. У разных фирм разные инструменты. Возможно, вам понадобится дополнительный ключ, чтобы провернуть сам съемник каретки, а может, ваш съемник уже оборудован ручкой. Впрочем, каких-то очень сложных и непонятных моментов в использовании съемника нет, и разобраться с ним получится у каждого.

Снятие и установка подшипников

Правый подшипник впрессован в ось каретки. Перед его выжимом необходимо снять С-образную скобу. Процедура обслуживания подшипников не зависит от материала, из которого сделаны шатуны.

Процедура снятия и установки подшипников следующая:

1. При помощи отвертки или набора крючков снимите скобу с оси каретки.
2. Установите на шатун переходник для снятия подшипников. Он должен опираться на шатун. Переходник необходимо вставить до конца.
3. Закрепите съемник на переходнике. При помощи винтов устраните люфт ножек съемника.
4. Затягивайте ручку съемника, чтобы выжать переходник вместе с подшипником. Следите за тем, чтобы съемник и переходник поднимались ровно и не перекашивались. При необходимости вносите соответствующие корректировки.

5. Нанизьте новую прокладку и подшипник на ось каретки. Положите шатун на ровную поверхность, и разместите установщик съемника над осью. Ударами молотка установите подшипник на место.
6. Шатун с осью готовы к установке.

Левый подшипник впрессовывается в чашку. По замыслу Campagnolo, чашка целиком (вместе с подшипником) должна заменяться, если подшипник изношен.

Снимаем шатун со съёмником

Съёмник – это инструмент, который используется при демонтаже деталей, в частности используется для снятия деталей с вала каретки велосипеда. Этим инструментом можно также открепить и педали. Можно, конечно, сделать съемник шатунов велосипеда своими руками, но это может получиться несколько дороже, чем купить новый, уже готовый. Следует учитывать потраченное время, стоимость заготовок, оплату работы.

Шатун на валу закреплён болтом. Этот элемент находится на валу с лёгким натяжением и имеет конусообразную посадку. Зачастую, когда грязь или вода попадают в месте соприкосновения рычага и вала – он плотно присаживается к валу и снять его очень затруднительно. В подобных случаях на помощь приходит съёмник. Инструмент представляет собой винт, на котором располагается двухсекционная головка для рожкового и гнездового ключа. На винт накручена гайка с резьбой снаружи и внутри.

Что из себя представляет шатун

Велосипедный шатун – это рычаг из металла, на стержне которого расположены большая и малая головки. Существуют такие виды детали:

Зачем снимать шатуны с велосипеда

Иногда требуется снять шатуны велосипеда для того, чтобы получить доступ к обслуживанию каретки или прочистить грязь.

Сами шатуны могут ломаться. На первый взгляд это кажется невероятным развитием событий, но шатуны подвержены изгибам, повреждению шлица, шатуны могут ломаться в любой из точек или, что является наиболее частым недугом, получают повреждение резьбы для крепления педали.

Резьба в шатуне для педали – это отдельная печальная тема. Часто пользователь перетягивает эту резьбу или наоборот не всегда контролирует затяжку и подтягивает разболтавшееся крепление. Это приводит к повреждению резьбы. Можно было бы нарезать резьбу большего диаметра, но тогда в образовавшееся отверстие не встанут стандартные педали. Помимо этого, резьба может повредиться из-за того, что ремонтник начал вкручивать педаль под небольшим углом и срезал грани резьбы, или лучше сказать – самостоятельно угробил резьбу. Во всех этих случаях шатуны потребуется демонтировать и/ или заменить на новые. Можно попытаться отремонтировать шатуны.

Шатуны с велосипеда потребуется снять и в случае, если нужно поменять звезды (или одну из звезд). Ведь на современных шатунах звезда крепится не при помощи сварочного аппарата или расклёпа, а при помощи так называемых бонок. Звезда – это расходный материал, который выходит из строя и снашивается гораздо быстрее, чем сами шатуны.

Больше всего проблем возникает с алюминиевыми шатунами. Если качество их изготовления низкое, то они активно ломаются и снимаются с большим трудом. Всё дело в некачественном алюминии, используемом на дешевых изделиях.

Снимаем шатун без съёмника

Для снятия шатунов велосипеда без съёмника рекомендуем отвинтить болты, которые стягивают рычаг с кареткой и проехать небольшое расстояние без деталей. Благодаря этому вы сможете с лёгкостью открепить шатун. Постучите по нему каким-либо тупым предметом, например, деревянным. Есть ещё один метод. Часть соединения детали с кареткой нужно нагреть горячей водой. Это поможет отмокнуть грязи и пыли и конструкция снимется проще. Нельзя использовать горелки, поскольку деталь повредится. При съёме педалей своя хитрость. Сначала открутите именно педали, а затем и шатун.

Снятый велошатун с педалью

Снимать шатуны с велосипеда со съёмником или без него — вопрос ситуации и вашего выбора. Как ни крути, с инструментом работать будет эффективнее и комфортнее. Используйте наши рекомендации, так как это поможет с лёгкостью снять шатун с вашего велосипеда — как со съёмником, так и, в экстренных ситуациях, без него.

Съемник шатунов (системы)

Инструмент для снятия системы не интегрированного типа с вала каретки. Как правило совмещает в себе две функции: сам съёмник и шестигранник для разборки педалей. Шатуны на валу каретки удерживаются болтом под внутренний шестигранник на 8 мм. Так как шатун плотно сидит на валу каретки и обычно «прикипает» к нему, то после после откручивания болта, чтобы снять шатун требуется съемник.

Конструктивно — это винт с двухсекционной головкой — грани под рожковый ключ и гнездовой ключ. На рожковый ключ навинчена гайка специальной формы с наружной и внутренней резьбой. Иногда к съёмнику дополнительно прилагается переходник для кареток шлицевых стандартов.

Съемник каретки

Шлицевой ключ для снятия и установки каретки велосипеда картриджного типа. Бывают двух видов: с осью для центровки и без неё. Чтобы установить или снять (особенно тяжело) каретку необходимо большое усилие и использование гаечного ключа большой длины (иногда для удлинения рычага применяют стальную трубу) или зажать съёмник в тиски.

Читайте также:  Как установить кнопку старт стоп для автомобиля

Съемник кассеты

Шлицевой ключ для снятия и установки кассеты велосипеда. Съёмник кассеты также используется, чтобы снять крепёжные гайки тормозного диска типа Center lock и для демонтажа некоторых видов велосипедных вилок. Существуют три разновидности: стандартный, со штифтом (удобней в работе, но не годится для разборки вилок) и со встроенной ручкой (также удобный в работе, но большой и тяжёлый).

Съемник трещотки

Это шлицевой ключ для демонтажа и установки трещотки велосипеда. При вращении педалей велосипеда, соединение втулки и трещотки затягивается, поэтому необходимо приложить большое усилие, чтобы её открутить. Она откручивается против часовой стрелки — обычная правая резьба, лучше использовать разводной длинный ключ. Если покрышка не снята и накачана, то колесо при снятии проще удержать. Съемники трещотки и съёмник кассеты не совместимые между собой, хотя и похожи внешне.

Также прочитать на эту тему:

Ножи для велотуристов. В складных ножах клинок прячется в его рукоятку. Этим добивается портативность ножа и уменьшение его размера в два раза. Приспособления для открывания ножа имеют различную конструкцию – самые простые открываются двумя руками, более продвинутые имеют кнопку или рычажок…

Велосипедный мультитул. Велосипедный мультитул – это набор инструментов для ремонта и обслуживания велосипеда в виде раскладного ножа. Стандартный инструмент для ремонта современных много скоростных велосипедов в домашних и полевых условиях. Позволяет не возить с собой множество ключей и имеет…

Конусный ключ. Конусный ключ – это одна из разновидностей гаечного ключа. Предназначен для регулировки и затягивания конусов втулок. Конусный ключ отличается от обычного ключа того же размера намного меньшей толщиной и составляет примерно 2 мм. У конусов втулки узкие шлицы, поэтому…

Выжимка цепи. В некоторых цепях для её снятия и установки используют разъёмное звено, поэтому выжимку не используют. Но, в поездке её необходимо иметь, так как цепь иногда рвётся, и её надо ремонтировать – заменить участок цепи или при поломке петуха или заднего переключателя укоротить цепь…

Инструменты:
1. Набор шестигранников;
2. Отвёртки – крест и обычная;
3. Ключи – 7, 9, 10, 15;
4. Выжимка для цепи;
5. Ключ для спиц;
6. Ключ разводной средний;

Как снять шатун без использования съемника?

При недоступности специального инструмента можно попытаться выполнить операцию, прибегнув к следующим действиям:

Что такое съемник?

Съемником шатунов называют своеобразный ключ, предназначенный для выполнения демонтажа труднодоступных элементов в блоке, где располагается каретка. На валу шатун зафиксирован мощной болтовой сцепкой. Отвинтить ее довольно просто. Однако сложность заключается в соединении шатуна с валом при помощи небольшой натяжки с конусовидной посадкой. Последняя со временем прикипает к прочим деталям. Поэтому при демонтаже сложно обойтись без съемника шатунов.

Как выглядит инструмент? Съемник шатунов велосипеда представлен в виде цилиндра с несколькими головками, заточенными под гнездовой и рожковый ключ. В конструкции содержится хитрая гайка, которая имеет внутреннюю, а также наружную резьбу. Разобраться на словах в вопросе довольно непросто. Поэтому, чтобы понять, что представляет собой съемник, достаточно взглянуть на фото инструмента в нашей статье.

Устройство съемника, его достоинства и недостатки

Как правило съемник состоит из винта, траверсы, нескольких захватов и воротка. У моего съемника в дополнение к выше перечисленным деталям так же есть специальные стяжные болты.

Мой съемник предназначен для снятия подшипников с генераторов автомобиля и других агрегатов. Для снятия подшипника нужно упереть конец болта в вал генератора, с помощью стяжных болтов подбираем диаметр подшипника и этими же стяжными болтам стягиваем захваты до тех пор пока они не будут в упор с подшипником. Далее крутим болт, а он начинает выпрессовывать подшипник. После того как сняли подшипник, раскручиваем стяжные болты и освобождаем подшипник.

Достоинство моего съемника в том, что благодаря стяжным болтам можно снять подшипник практически всех диаметров, а благодаря шарику на конце винта он не так сильно врезается в поверхность на которую надет подшипник. Недостаток в том что вместо двух захватов можно использовать три, но меньшего размера. Более существенных недостатков этот съемник не имеет. Он не сложен как в конструкции, так и в процессе использования.

Рисунок 1 – Устройство съемника

1 – упорный винт, 2 – траверса, 3 – захват, 4 – стяжной болт, 5 – вороток.

Шатуны велосипедные: общие сведения

Трансмиссия велосипеда имеет пару шатунов, расположенных по обе стороны от каретки. Детали устанавливаются на кареточном валу с помощью специальных креплений. В зависимости от производителя и типа велосипеда, крепления различаются, и чуть позже обязательно об этом поговорим.

Шатунная пара вместе с передними звездами образует систему. Она может быть разборной и неразборной. Первый тип встречается на бюджетных моделях велосипедов, включая односкоростные дорожники. Здесь износ звездочек развивается одновременно с усталостью материала рычагов. В случае преждевременной поломки шатунов система полностью подлежит замене.

По стандарту звезды располагаются справа по ходу движения, следовательно, к звездочкам закреплен правый шатун. На байках среднего и высокого уровня звездочки могут меняться отдельно от шатунной пары. Его можно снять и, таким образом, заменить лишь часть системы – изношенные звезды.

Разъемная система горного велосипеда

Шатунная пара и каретка – самые нагруженные узлы велосипедной трансмиссии, так как напрямую принимают толкательно-вращательные усилия от ног велосипедиста. В изготовлении деталей используются материалы:

Значительную роль в динамике передвижения играют вес и форма шатунов. Производители стараются сделать их максимально легкими и компактными. Так, для уменьшения веса внутри детали специально делаются полости. Идея принадлежит японскому производителю Shimano:


Внутренние полости по технологии Hollowtech

Разобрать систему обычным гаечным ключом не получится, для этого потребуется специальный съемник шатуна. При вдавливании инструмента деталь свободно откручивается с оси каретки, не повреждая ее.

Техника безопасности при работе со съемником

Не допускать чрезмерно высоких нагрузок на съемник, следить за ходом выпрессовывания подшипника, хорошо затягивать стяжные болты и прикладывать усилия на съемник постепенно, без использования других подручных средств (молоток, плоскогубцы, пневмоинструмент)

Заключение

В заключении Я сравниваю показатели фактические и по проекту в показанной ниже таблице

Таблица 10 – Сравнение показателей

Показатели Фактически По проекту
Число обслуживаемых автомобилей 4944 4861
Число заездов автомобилей в год 9888 9722
Трудоемкость ТО автомобиля 259734 255348
Суточное число обслуживания автомобилей 20 19
Число рабочих постов 7 3
Число оборудования 18 22
Число рабочих 9 7
Площадь участка 144 108
Коэффициент плотности расстановки оборудования 2 3

Как снять шатуны с велосипеда

В идеальном случае, когда мы используем качественное оборудование и имеем съемник для шатунов с велосипеда, сложностей возникнуть не должно. Вся конструкция в этом случае работает так, что помогает нам выполнять необходимые для технического обслуживания действия.

Перед снятием шатуна нужно открутить фиксирующий болт – шестигранник или стандартная гайка/болт. Делать это нужно очень аккуратно, чтобы не завалить грани на шестиграннике/гайке. Дальше, казалось бы, шатун должен соскочить, но этого не происходит. Используется посадка с натягом. Руками шатун не снять и потребуется выжимка шатунов.

Если рассматривать современные шатуны, то в центральное отверстие шатуна вкручивается специальный съемник-выжимка, который упирается в каретку и стаскивает (при кручении гайки съемника) шатун с его посадочной точки. Так снимаются и шатуны под квадрат, и шатуны под шлиц. Съемник нужно вкручивать абсолютно ровно и на всю длину резьбы. В противном случае, съемник вытащит себя сам вместе с резьбой, а шатун останется на месте.

На некоторых системах съемнику не во что упереться на каретке. В этом случае, нужно или оставить на месте фиксирующий винт, прижимающий шатуны и упереться в него, или подложить монетку. Можно использовать продольную ось (болт или ось колеса), для того, чтобы упереться в соседний фиксирующий винт

Читайте также:  Как установить обои на андроид приставку

Важно помнить, что можно случайно повредить резьбу болта фиксации шатуна на каретке или впресовать ваш упор в резьбу каретки, а это потребует замены каретки, что иногда ещё даже более трудоемко и дорого

С шатунами на шпонке ситуация немного сложнее. Там предварительно нужно выбить шпонку, а затем раскачать шатуны (например, легкими, но резкими ударами молотка через деревянный брусок). Есть ещё рекомендация прокатиться без шпонки по двору, пока шатун не раскачается сам, правда этот вариант не всегда эффективен. Шпонка выбивается молотком. Для таких шатунов съемники не предусмотрены. Он сбивается молотком.

На практике ситуации обычно бывают разные и они сильно отличаются от желаемого идеала. Шатуны часто пригорают или срываются гайки крепления, да и сами шатуны не всегда слезают с посадочной точки на каретке очень легко. Какие же проблемы встречаются чаще всего?

Установка шатуна

После демонтажа детали и выполнения всех запланированных манипуляций необходимо вернуть конструктивный элемент на прежнее место. Перед проведением работ желательно очистить все поверхности и соединения, после чего выполнить их обработку густым смазочным материалом. Подобный подход позволит ровно установить шатун и существенно облегчит работу при необходимости его очередного демонтажа.

В ходе установки необходимо выполнить глубокую посадку детали на вал. Это позволит избежать появления люфта в ходе передвижения. При недостаточно плотной фиксации шатуна гнездо постепенно придет в негодность. Для надежного закрепления детали достаточно приложения усилия порядка 50-70 Нм.

В каких ситуациях может потребоваться демонтаж шатуна?

Шатун представляет собой довольно простую деталь, которая не нуждается в особом обслуживании и уходе. Замена компонента чаще всего производится по причине механического повреждения. Необходимость снятия может возникнуть также, когда необходимо получить свободный доступ к каретке, выполнить регулировку либо промывку системы.

Нередко после езды в дождливую погоду в области каретки возникают неприятные скрипы, причиной которых выступает попадание песка и загрязнений в узловой механизм. В данном случае может потребоваться снятие шатуна для очистки посадочного места.

В целом же сам по себе шатун не демонтируется. Для этого прибегают к эксплуатации специального съемника либо применению импровизированных способов, которые будут рассмотрены далее.

Порядок демонтажа

Виды и предназначение

Съемник каретки велосипеда – специальный инструмент, использующийся для снятия и установки каретки в кареточный стакан рамы велосипеда. Стандартов данного инструмента не так уж и много, а подбираются они по типу самой каретки:

Существует отдельный тип кареток – безрезьбовые. Для их монтажа требуется специальный пресс, а не съемник, но они встречаются только на совместимых рамах. Иногда на велосипедах можно встретить фирменные стандарты, которые встречаются очень редко. Например, у системы Hope Cranks в комплекте имеется несколько собственных ключей, что существенно усложняет монтаж запчастей.

Выкручиваем каретку без съемника

Многие задаются вопросом: можно ли снять каретку без съемника? Однозначного ответа здесь нет. Все напрямую зависит от типа вашего кареточного узла. К примеру, на старых велосипедах с насыпными подшипниками в каретке имелась контргайка, которая легко сбивалась при помощи бородка или стамески, чашка выкручивалась руками. Не доставляют проблем каретки типа Hollowtech II с внешними чашками. Их можно запросто вывернуть газовым ключом или инструментом для снятия масляного фильтра для автомобиля, но есть риск деформировать чашку.

С остальными картриджными каретками все сложнее. Шлицы нарезаны внутри чашки, а она полностью скрыта в кареточном стакане, и подцепить ее другими инструментами невозможно. Проблему с прикипевшими чашками можно решить либо каким-то самодельным инструментом, либо тем же бородком, но придется постараться, чтобы не повредить саму раму. В данном случае есть смысл приобрести нормальный съемник каретки, тем самым упростив себе жизнь.

Источник

Снятие и установка шатунов, причины для демонтажа

Все велосипедисты однажды сталкиваются с вопросом смены шатуна. Его замена потребует от владельца хотя бы базового понимания этого вопроса. Как правильно его выбрать, с каким усилием затягивать, на какие характеристики следует прежде всего обращать внимание вовремя покупки?

Велосипедные шатуны – описание

Велосипедный шатун или педальный рычаг — своего рода связующее звено в передаче усилий на звездочку и каретку.

Вся резьба в велосипеде должна быть затянута не просто так, а с установленным усилием 34–50 Н*м. Материалы используют для производства различные: чаще алюминий, для недорогих моделей сталь, редко карбон и титан.

Форма разная, П-образная или с полостью в середине. Разберем общеизвестный параметр — это конечно длина. В основном измеряется она стандартно, между серединой каретки и педалями.

Ее значения стандартные:

Подбирают длину сообразуясь с ростом, маркой велосипеда, стилем езды. Низким необходимо подбирать короткие, высоким подлиннее. Для экстрима целесообразнее использовать короткие. Так просвет дорожный увеличится и зацепиться педалью за землю будет затруднительно.

Типы шатунов и способы их крепления

Динамика движения, конечно, обуславливается не одним фактором, один из них — это длина рычагов. Она колеблется 150–185 мм.

Например:

Типы шатунов по методике установки и монтажу:

Крепеж к кареточному валу осуществляется по-разному:

Монолитные (односоставные)

Двухсоставные

Разборные

Снятие и установка шатунов

При наличии нужных инструментов и опыта эту деталь можно поменять за 15 минут. Но если ни того, ни другого нет? Тогда есть проверенный способ, сдать свой байк в ближайшую мастерскую. Это надежно и не надо думать с каким усилием затягивать шатун.

Не бесплатно, но сделают все в лучшем виде. Многие умельцы пытаются сделать ремонт самостоятельно без инструментов, а просто подручными средствами. В итоге можно повредить не только деталь, но и кареточный узел и раму.

Причины для демонтажа

Основные причины для демонтажа:

Порядок действий

Эту процедуру придется осуществлять для затягивания или при износе звезд, поэтому это необходимо знать всем:

Снимаем или скручиваем пыльник.

Исходя из системы крепления, необходимо использовать подходящий съемник, скручиваем гайки. Если она не поддается или идет туго, используем смазку WD-40, жидкость БСК немного подождите.

Понадобится:

Взять съемник, аккуратно вывернуть шатун, пока он не выдавится с каретки. Действуйте осторожно, не сорвите резьбу.

Очищаем, хорошо смазываем, или если необходимо производим замену. Проверьте и убедитесь, что все надежно зафиксировано, в противном случае люфта во время поездки не избежать.

Установка производится в обратном порядке:

Не забываем:

С каким усилием затягивать шатуны?

Производители всегда обозначают в спецификации числовое значение момента затяжки т.е. с каким усилием затягивать шатуны. Придерживайтесь только этого значения, ни больше ни меньше. Усилие затяжки болта 34–50 Н*м., но многое зависит от марки.

Чтобы соединения не расшатывались, их необходимо затягивать не слабо, но и не сильно, что бы не было деформации или обрыва крепежа. Усилие в резьбе можно по традиции охарактеризовать — моментом затяжки. Чтобы создать это усилие и повысить контроль, применяют динамометрический ключ (съёмник).

Чтобы не ошибиться в значимости момента затяжки, сделать их более точными нужно делать измерения на чистой резьбе. Потому что трения в резьбе могут существенно извратить данные динамометрического ключа. Если резьба не держится, при значении затяжки, прописанном в инструкции, стоит применить различные уплотнители резьбы.

Шатун — это деталь, на которую приходится одна из самых основных нагрузок при передвижении. Поэтому стоит всегда следить за его состоянием и вовремя менять изношенные запчасти. Главное знать с каким усилием затягивать шатун на велосипед.

Источник

Поделиться с друзьями
Делаю сам
Adblock
detector