Меню

Как правильно установить распределительные шестерни

Распределительные шестерни привода механизма газораспределения двигателя внутреннего сгорания

Распределительные шестерни являются наиболее распространёнными деталями привода газораспределительного механизма при нижнем расположении распределительного вала. Данные шестерни изготавливаются из чугуна, стали либо пластмассы и располагаются в большинстве двигателей в передней части коленчатого вала. Иногда распределительные шестерни устанавливаются со стороны маховика, рядом с гасителем крутильных колебаний – это относится к высокооборотным дизельным двигателям, имеющим длинные коленчатые валы (ЯМЗ-240, СМД-60 и прочие).

С целью снижения шума и обеспечения плавного зацепления применяются цилиндрические косозубые шестерни, выполненные из текстолита и напрессованные на ступицу из металла. Широкое распространение получили пластмассовые шестерни, отлитые под давлением. Установленные на распределительном валу косозубые шестерни приводят к возникновению силы, которая стремится сдвинуть вал вдоль его оси.

В двигателях ЯМЗ, ЗМЗ-53, СМД-60, ЗИЛ-130 и прочих шестерни (10) и (12) [рис. 1, б)] коленчатого и распределительного валов входят в зацепление между собой, тогда как в двигателях Д-144, Д-240, А-01 и прочих шестерня [рис. 2, в)] коленчатого вала соединяется с шестернёй (5) распределительного вала через промежуточную шестерню (2).

Рис. 1. Конструктивные схемы приводов распределительного вала.

а) – Привод распределительного вала посредством промежуточных торсионных валов с коническими шестернями (Д-12);

б) – Привод распределительного вала посредством цилиндрических шестерён (ЗМЗ-53, ЗИЛ-130);

в) – Привод распределительного вала посредством цилиндрических шестерён (КамАЗ-740);

г) – Привод распределительного вала посредством цепных передач (М-2140, ВАЗ);

д) – Привод распределительного вала посредством ремённой передачи с зубчатыми пластмассовыми ремнями;

1) – Распределительный вал выпускных клапанов;

2) – Распределительный вал впускных клапанов;

3) – Кулачковый вал топливного насоса;

4) – Вертикальный вал;

5) – Промежуточный наклонный вал;

6) – Коническая шестерня коленчатого вала;

7) – Коническая шестерня промежуточного вала;

8) – Коническая шестерня распределительного вала;

9) – Коническая шестерня кулачкового вала;

10) – Распределительная цилиндрическая шестерня коленчатого вала;

12) – Шестерня распределительного вала;

13) – Распределительная цилиндрическая шестерня коленчатого вала;

14) – Промежуточная шестерня;

15) – Промежуточная шестерня;

16) – Шестерня распределительного вала;

17) – Шестерня привода топливного насоса;

18) – Шестерня привода гидроусилителя руля;

19) – Шестерня привода компрессора;

20) – Распределительная цилиндрическая шестерня коленчатого вала;

21) – Ведомая ветвь цепи;

22) – Башмак натяжного механизма;

23) – Натяжной механизм;

24) – Распределительный вал;

25) – Шестерня распределительного вала;

27) – Шестерня привода масляного насоса;

28) – Ведущая ветвь цепи.

Рис. 2. Диаграммы газораспределения и схема расположения шестерён привода различных механизмов двигателя.

Читайте также:  Корсары проклятые судьбой чит меню как установить

а) – Диаграмма газораспределения дизельного двигателя А-41;

б) – Диаграмма газораспределения карбюраторного двигателя ЗМЗ-53;

в) – Схема расположения шестерён привода газораспределительного и прочих механизмов дизельного двигателя А-41;

1) – Шестерня коленчатого вала;

2) – Промежуточная шестерня;

3) – Шестерня привода насоса гидроусилителя;

4) – Шестерня привода топливного насоса;

5) – Шестерня привода механизма газораспределения;

6) – Шестерня привода насоса гидросистемы;

7) – Шестерня привода масляного насоса.

Также к системе распределительных шестерён относятся шестерни (3), (4), (6), (7) [рис. 2, в)], которые предназначаются для привода топливных, а также масляных насосов и прочих механизмов двигателя. Все распределительные шестерни (кроме промежуточных) крепятся на валах (посредством шпонок либо болтов) в строго определённых положениях.

В процессе сборки двигателей (для установки фаз газораспределения) на распределительные шестерни и звёздочки привода механизма газораспределения наносятся специальные метки, которые либо совмещаются (применительно к шестерням), либо устанавливаются в определённом положении (применительно к цепным и зубчатым ремённым приводам).

Источник

Сборка и установка корпуса распределительных шестерен

Сборка и установка корпуса распределительных шестерен. Разбор и сборка пускового двигателя П-23УСборка

Запрессуйте в корпус распределительных шестерен втулку 15. Отверстия во втулке разверните под размер валика 14, запрессуйте в расточки корпуса заглушку 2 и самоподжимной сальник 6 кромкой кожаной манжеты внутрь корпуса. Торец заглушки и сальника должен быть заподлицо с плоскостью корпуса распределительных шестерен. Смажьте моторным маслом валик привода магнето и установите его во втулку. Установите в паз валика сегментную шпонку 13 и посадите с помощью оправки на валик и шпонку шестерню 12. Валик привода магнето должен вращаться во втулке свободно, без заеданий

Запрессуйте в корпус распределительных шестерен два штифта 7 для фиксирования кронштейна магнето. Заверните в кронштейн 4 три шпильки 5 крепления магнето. Установите кронштейн с фланцевой прокладкой на два штифта и закрепите на корпусе тремя болтами 3 с пружинными шайбами. Установка

Запрессуйте в блок-картер два штифта 9 для фиксирования корпуса распределительных шестерен. Снимите крышку люка на корпусе муфты сцепления пускового двигателя и, проворачивая коленчатый вал, установите поршень первого цилиндра в конце такта сжатия, совместив при этом метку «ВМТ-1Ц» на ободе маховика с меткой А (риской) на люке корпуса муфты сцепления

Положение маховика пускового двигателя при установке корпуса распределительных шестеренА — метка (риска) на люке корпуса муфты сцепления; В — метка «Заж.» на ободе маховика; С — метка «ВМТ-1Ц» на ободе маховикаСовместите метку Е (риску) на торце валика привода магнето 2с меткой Я на фланце кронштейна магнето 1.

Читайте также:  Как установить живые обои на айфон 5s видео на русском языке

Установка корпуса распределительных шестерен по меткамI — положение меток на валике 2 привода и фланце 1 кронштейна магнето до установки корпуса распределительных шестерен на блок-картер (до ввода н зацепление шестерен); II — положение меток па валике 2 привода магнето и фланце 1 кронштейна магнето после установки и крепления корпуса распределительных шестерен на блок-картере (после ввода в зацепление шестерен)В таком положении установите корпус 10 распределительных шестерен со смонтированным на нем кронштейном магнето 4 на два штифта 9 блок-картера, уложив между привалочными плоскостями фланцевую прокладку 11 и введя одновременно в зацепление шестерню 12 привода магнето с шестерней коленчатого вала. После установки корпуса риска на валике привода магнето должна совпадать с меткой М на фланце кронштейна магнето при совмещенной метке «ВМТ-1 Ц» на маховике с риской на люке корпуса муфты сцепления. Закрепите корпус распределительных шестерен на два-три болта 3 и проверьте правильность установки привода магнето, провернув коленчатый вал на два оборота: при совмещенной риске на корпусе муфты сцепления с меткой «ВМТ-1Ц» на маховике должны совместиться риска валика привода магнето с меткой М на фланце кронштейна магнето. Окончательно закрепите корпус распределительных шестерен всеми одиннадцатью болтами с пружинными шайбами

Технические требования на коленчатый вал

Коленвал и вкладыши Т-170
1. Коренные и шатунные шейки должны быть прошлифованы, если износ шеек превышает 0,25 мм или овальность их больше 0,17 мм. Шейки коленчатого вала шлифуйте на размеры, указанные в таблице под размеры ремонтных вкладышей. Для одного вала все одноименные шейки должны быть одного ремонтного размера.

2. Коленчатый вал балансируется высверливанием металла в противовесах, поэтому противовесы не снимайте, не переставляйте и не подвергайте обработке. Момент затяжки болтов крепления противовесов 150. 190 Н.м (15. 19 кгс.м).

3. Полости в шатунных шейках должны быть очищены от загрязнений.

Для очистки масляных каналов от металлических загрязнений пользуйтесь намагниченным стержнем, который вводится в каналы вала, затем извлекается вместе с прилипшими частицами загрязнений.

4. Нормальный рабочий зазор в вертикальной плоскости между вкладышем и шейкой равен:
для коренных подшипников — 0,09. 0,154 мм;
для узких вкладышей пятой коренной шейки и маслосгонной резьбой вала — 0,21. 0,274 мм;
для шатунных подшипников — 0,1. 0,164 мм.

Если зазор в подшипниках коленчатого вала превышает 0,30 мм, замените изношенные вкладыши. При обнаружении на узких вкладышах уплотнения заднего коренного подшипника следов касания шейкой коленчатого вала, вкладыши заменяйте во избежание утечки масла из блока.

5. Осевой люфт коленчатого вала 0,04. 0,59 мм. Допускается увеличение, продольного люфта вала вследствие износа до предельной величины не более 1,0 мм.

Читайте также:  Как установить размеры полей документа

6. Коленчатый вал поставляется в запасные части комплектно с коренными и шатунными вкладышами (комплект 16-03-126СП).

7. По диаметру коренных и шатунных шеек коленчатые валы разбиваются на размерные группы. В таблице приведены обозначения, размеры и маркировка коленчатого вала, шатунных и коренных вкладышей, сопрягаемых с соответствующими по размерам шейками вала

Источник

Как правильно установить распределительные шестерни

МЕХАНИЗМ ГАЗОРАСПРЕДЕЛЕНИЯ ДВИГАТЕЛЕЙ А-01, А-01М и А-41

Установка шестерен ГРМ ДВИГАТЕЛЕЙ А-01, А-01М и А-41

шестерню передает вращение шестерне распределительного вала и шестерне топливного насоса.

Распределительные шестерни устанавливают по имеющимся па них меткам. На шестерне коленчатого вала набита метка К (рис. 17). Шестерню напрессовывают, предварительно нагрев ее в масле до 120— 150° С, на шлицы хвостовика коленчатого вала, соблюдая совмещение рисок X на торцах хвостовика и шестерни. Напрессовывать следует в комплекте с шестерней привода масляного насоса. На шестерне распределительного вала набита метка Р, а на шестерне привода топливного насоса — метка Т. На промежуточной шестерне нанесены все три метки — К, Р и Т. При сборке распределительных шестерен метки на промежуточной шестерне совмещают с соответствующими метками остальных шестерен, при этом поршень первого цилиндра должен находиться в положении в. м. т.

Шестерни изготовлены косозубыми (угол наклона зуба 26°10′), модуль зуба 3,5 мм. Зазор в зацеплении между зубьями шестерен газораспределения колеблется в пределах 0,1—0,5 мм.

Двигатели оборудованы декомпрессионным механизмом, облегчающим пуск двигателя, особенно при низких температурах, а также проворачивание коленчатого вала вручную при регулировке зазоров в клапанах. Механизм смонтирован на стойках 12 (см. рис. 16) под колпаком 7 головки цилиндров.

Валик 14 декомпрессионного механизма установлен в отверстия стоек 12 и имеет по одному винту, расположенному против бойка каждого коромысла выхлопного клапана. На торцах валиков выполнены вильчатые прорези, при помощи которых валики сочленяются с осями 17, выходящими наружу через отверстия в колпаке. Включают и выключают декомпрессионный механизм рычагами, закрепленными на осях. Предусматривается включение декомпрессионного механизма двумя способами: ручным и дистанционным (с выводом в кабину тракториста или на специальный пульт управления). На валиках 14 профрезерова-ны лыски под ключ для вращения валиков при регулировке зазоров в клапанах.

Рис. 17. Схема установки шестерен:
1 — шестерня коленчатого вала; 2— шестерня привода гидравлического насоса НШ-10ДЛ; 3— шестерня привода топливного насоса; 4 — промежуточная шестерня; 5 — шестерня распределительного вала; 6 — шестерня привода гидравлического насоса НШ-46У.

Источник