Меню

Как настроить психологически ребенка перед соревнованием



Чрезмерное волнение ребёнка мешает ему показывать хорошие результаты, как настроить ребёнка на соревнования?

Главная задача психологической подготовки – формирование и совершенствование спортивного, бойцовского характера, развитие свойств личности, определяющих успех в спорте. Лучшие тренеры обычно сами являются хорошими психологами, но и им также в некоторых случаях требуется помощь родителей.

Правила для родителей

  1. Ведите себя так, чтобы ребенок знал, что проиграв или выиграв соревнования он проявил себя как боец, или наоборот. Вы его все равно любите, цените его усилия и не разочаровываетесь в нем. Это дает возможность избежать появления у ребенка страха перед неудачей, основанного на одобрении. Учитесь скрывать свои чувства, даже если ваш маленький пловец пока не оправдывает надежд и разочаровывает вас.
  2. Старайтесь быть объективным в оценке спортивных возможностей вашего ребенка, не каждый становится чемпионом страны или Олимпийским чемпионом.
  3. Помогайте своим детям советом, дружеской поддержкой и вниманием, но не читайте нотаций во время еды, по дороге в бассейн, на соревнованиях, на обратном пути.
  4. Воспитывайте и учите ребенка получать удовольствие от волнения, испытываемого им на соревнованиях и не бояться «провала». Пусть он рассматривает соревнования, как возможность проверить свои силы, как средство для повышения своего спортивного мастерства. Формируйте в нем правильное отношение к соревнованиям, где всегда надо стараться показать свое лучшее время.
  5. Не пытайтесь навязывать свой спортивный опыт. Старайтесь помочь ребенку, когда это необходимо, но и давайте ему возможность самому справляться со своими проблемами. Не заблуждайтесь, предполагая, что он относится к жизни как и вы, чувствует то же самое что и вы. Вы дали ему жизнь, а теперь дайте ему возможность самому попытаться разобраться и научиться понимать ее. Создайте такую обстановку, чтобы ребенок по собственной инициативе прибегал к вашей помощи. Не превращайте свою помощь в обузу для ребенка. Это относится и к нам, тренерам. Мы тоже стараемся не слишком опекать наших учеников, ставить их в положение прямой зависимости от нас, хотя некоторые тренеры и делают это для удовлетворения своего тщеславия. Спортсмен должен учиться самостоятельно и твердо стоять на ногах.
  6. Ни в коем случае не соперничайте с тренером, не ревнуйте к нему вашего ребенка, если после занятий он приходит домой и все время повторяет: «Тренер сказал…, тренер не разрешил…». Понятно, что подчас это трудно родителям, однако для их же пользы надо поддерживать тренера. Это намного облегчает задачу создания правильных взаимоотношений тренера с учеником. Старайтесь понять, что хочет тренер и быть ему авторитетным помощником.
  7. Не сравнивайте спортивные успехи вашего ребенка с другими пловцами группы, по крайней мере, в его присутствии. Старайтесь быть объективными и справедливыми в оценке способностей вашего ребенка не приукрашивая, но и не умаляя его достоинств.
  8. Попытайтесь составить свое мнение о тренере вашего ребенка. Если он не обладает необходимыми знаниями в области спорта, моральными качествами и принципами, которые он должен передать вашему ребенку, не оставляйте его у этого тренера.
  9. Всегда помните о том, что детям свойственно преувеличивать и когда их хвалят, и когда их критикуют, или наказывают. Сдерживайте свое отношение к тому, что дети рассказывают вам дома. Не торопитесь идти к тренеру и возмущаться, даже если вы чувствуете, что тренер был в чем-то не справедлив.
  10. Старайтесь разъяснить ребенку, что означает смелость, и что она бывает относительна. Существуют разные проявления смелости. Некоторые могут взбираться на горы, но бояться вступиться в защиту слабых. Объясните ребенку, что смелость не означает отсутствия страха. Тренироваться постоянно, монотонно и очень много тоже требует смелости!

Нижеследующие рекомендации подсказал нам Геннадий Дмитриевич Горбунов – лучший специалист в области психопедагогики, полжизни проработавший практическим психологом в спорте высших достижений. Будьте внимательны – это то, что и как не надо делать во время проведения соревнований.

  1. За несколько дней до соревнований, а еще лучше накануне, упорно указывать ребёнку на ошибки в технике или какие-то слабые показатели тренировочного процесса, сетуя на то, что совсем недавно у него было все в порядке.
  2. Где надо и где вовсе не надо, особенно в присутствии детей, сетовать на то, что костюмы, купальники, плавки и прочие атрибуты плохого качества, хуже чем у соперников, к тому же не соответствуют размерам.
  3. Приехав на соревнование, как можно больше говорить о том, что дорога была тяжёлой, автобус плохой, питание слабое, чаша бассейна забита, время для тренировок неудачное, вода холодная и т.д. и т.п.
  4. Чрезмерной заботливостью, бесконечным вниманием и опекой, особенно в режиме суетливости, демонстрировать ребёнку свою озабоченность, показывая, как много вы для него делаете в этой ситуации. При этом не скрывать своего напряжения и волнения. Пловец увидит, как у вас дрожат руки в момент нудного наставления, какой вы красный и потный, как неадекватно вы реагируете на простые ситуации и пр. А чтобы это было наиболее выразительно, надо просто забыть о том, что соревнование – это праздник, в котором самое главное – вдохновение, воодушевление и ожидание восторга.
  5. Без конца раздражаться по любому поводу, скулить и быть занудой. Давая установки, быть многословным, старательно, в тысячный раз, объяснять ребёнку нечто ну очень-очень важное…
  6. Как можно чаще говорить о важности и значимости предстоящего выступления, особенно конкретно напоминая, что можно получить в случае успеха и что упустить в случае неудачи, добавляя: «Я жду от тебя…Ты меня не подведи…» Или даже ласковое: «Ты уж постарайся, пожалуйста».
  7. Нарушить привычный распорядок дня, в стремлении сделать все «как можно лучше».
  8. Заметно изменить обычный характер общения, особенно старательно чередуя ласковое, нежное, заботливое обращение с раздражительностью, резкостью, грубостью.
  9. Настраивать спортсмена не на процесс деятельности (что, как и когда нужно делать), а на результат. Особенно на результат «фантастический», абсолютно не соответствующий подготовленности пловца и его самооценке этой подготовленности. Как вариант, после разминки сказать спортсмену: «А теперь возьми себя в руки и иди настраивайся на результат».
  10. Всячески успокаивать спортсмена, в том числе чаще повторять: «Да ты не волнуйся», «Ни пуха, ни пера» и пр.
  11. Не интересуясь мнением ребёнка, придти на соревнования всей семьёй, друзьями и, не зная, как они это будут делать, попросить их «поддерживать» свое чадо.
  12. Постараться, чтобы накануне соревнования друзья и близкие «навесили» на вашего ребёнка как можно больше медалей.
  13. В случае неудачного выступления спортсмена всем своим видом демонстрировать недовольство и удрученным тоном сказать: «Столько времени на тебя угрохали, денег потратили, а никакого толку нет, да и вряд ли будет».
Читайте также:  Холодильник атлант двухкамерный как настроить температуру в холодильнике

Источник

У ребенка страх перед соревнованием: как помочь избавиться

Ребенок переживает и боится — завтра соревнования. А когда наступает это самое «завтра» и судья свистит в стартовый свисток, ноги и вовсе подкашиваются. В глазах ужас, в голове туман. Что делать, как быть? Как помочь ребенку? Об этом — в нашей статье.

Соревнования — это другой мир

Классический случай. На тренировках ребенок демонстрирует великолепные навыки и технику. С легкостью выполняет задания тренера. Не испытывает никаких проблем с мотивацией и настроением. Кроме того, в день соревнований, на разминке, ребенок тоже все выполняет отлично. Родители и тренер в восторге. Да, похоже, сегодня кому-то светит пьедестал! Все в предвкушении потирают руки и думают о том, как будут отмечать первое место.

Но вот звучит стартовый свисток, соревнования начинаются. И… ребенка как будто подменяют. Вся техника куда-то исчезает. Весь настрой пропадает. Другие дети буквально «затаптывают» его в землю, превосходя абсолютно по всем параметрам. Ребенок не показывает и доли того, что на самом деле умеет. В глазах — страх и растерянность. В голове — желание, чтобы все это побыстрее закончилось.

Неужели стартовый свисток виноват в такой перемене? Конечно, нет. В столь резких изменениях виновата боязнь соревнований. Ребенок может никак не проявлять свой страх перед выступлениями, а в некоторых случаях и не ощущать этого осознанно. Однако именно страх, сидя глубоко-глубоко внутри, виноват в происходящем.

Один на сцене

В какой-то степени спортивные соревнования похожи на выступление на сцене, особенно в сознании ребенка. Даже если это не индивидуальное выступление (например, фигурное катание), а командное (футбол, хоккей). Ребенок воспринимает происходящее как «происходящее вокруг него», где он — центр, при этом вне зависимости от своей роли или положения.

  • Он капитан команды? Он — центр всеобщего внимания.
  • Он выполняет «черновую работу» на поле? Он — центр.
  • Он сидит в запасе и готовится к выходу на поле? Он все равно центр.
Читайте также:  Как настроить библиотеку про100

Восприятие себя как главного действующего лица влечет за собой понятный страх, связанный с тем, что вся собравшаяся публика будет смотреть на него: родители, другие зрители, тренер, одноклубники и даже соперники. Находиться в центре внимания непросто, особенно в детском возрасте, не обладая необходимым опытом и уровнем понимания происходящего.

Устраивать долгую психологическую проработку страха выступлений в детском возрасте не стоит. Это излишество. Да и просто жалко так сильно «мутузить» ребенка почем зря. В конце концов, в страхе нет ничего страшного. Человек, как живое существо, может и должен испытывать страх. Это абсолютно нормальное проявление нашего биологизма.

Снижаем уровень страха

Рекомендуется применять методы, которые позволят постепенно, как сразу, так и в ходе взросления снижать уровень страха перед соревнованиями.

Будьте рядом

Даже если ребенок вас не просит об этом, вам следует взять за правило посещать все соревнования ребенка, вне зависимости от их важности и серьезности. Ваше личное присутствие перед, во время, после соревнований может очень сильно снизить уровень страха в ребенке. Не бойтесь переусердствовать: в детском мире ежедневно происходят ситуации, когда ваша поддержка нужна, но ребенок физически не может ее получить.

Например, в школе, при ответе у доски или с места. Это то же самое выступление. Но в виду правил и ограничений, вы физически не можете присутствовать рядом с ребенком во время школьных занятий. Поэтому там он вынужден бороться со своим страхом сам. А в тех случаях, где вы можете оказать ему поддержку (на соревнованиях) — пожалуйста, делайте это.

Играйте в соревнования

Этот замечательный прием поможет качественно снизить уровень страха ребенка. Устройте «полуофициальные игровые соревнования»: дома, на улице, на даче. Здесь все зависит только от вашей фантазии. Главное, чтобы это была не совсем игра, а с примесью официального выступления.

Пригласите друзей ребенка. Устройте «олимпийские игры» с реальными призами. В общем, проведите некий аналог настоящих соревнований, но с абсолютно родным и доверительным окружением. Во время таких выступлений ребенок тоже может испытывать чувство страха, но выражено оно будет куда слабее. Такая полу-игра отлично натренирует вашего ребенка к участию в ситуации спортивного состязания.

Не ругайте

Ни в коем случае не ругайте ребенка за то, что он боится/боялся, плохо выступил, растерялся, «потерялся» и так далее. Даже если вы произнесете 100 хвалебных слов и одно критикующее, ребенок ярче всего запомнит именно последнее.

И уже не говорим о родителях, которые кричат до вспухания вен на лбу на своих детей после неудачных соревнований. «Ну чего ты боялся-то? С чего вдруг? Мы что, с тобой вчера это не обсуждали? Никто не боится, а ты боишься! Ты посмотри вокруг! Ты посмотри на других детей!» — кажется дикостью. Но вы можете наблюдать подобные реакции едва ли не на каждых детских соревнованиях. Не ведите себя так, не разрушайте внутренний мир своего малыша.

Заключение

В заключение хочется еще раз напомнить о том, что любой детский страх, даже самый на первый взгляд пустяковый, все же остается страхом — то есть, очень сильной эмоцией. Такую сильную эмоцию нельзя решить в одночасье. Она не исчезает после долгих монологов родителей о том, что бояться можно, что «я когда был маленький, тоже боялся» и так далее. Все это не работает.

Не нужно пытаться убеждать и увещевать. Это слабоэффективно. Да и может навредить, если у вас нет психологического образования. Лучше постепенно, медленно, любовью и поддержкой помогайте ребенку привыкать к соревнованиям. От раза к разу избавляясь еще от одной толики страха.

И в итоге страх снизится до той планки, на которой он присутствует у абсолютно всех людей перед соревнованиями. Да-да, не забывайте, что перед соревнованиями чувство страха испытывают абсолютно все. До единого. И это нормально.

Источник

Как морально подготовить ребенка к соревнованиям?

Рекомендации дает главный внештатный психолог Бобруйска и Бобруйского района Лилия Рубцова.

– Существует очень много психологических приемов и подходов к детям, занимающимся спортом, но универсального, единого способа не бывает. Вы не найдете универсальной инструкции, ее просто невозможно составить, поскольку каждый ребенок – уникальная личность, со своим характером, психотипом, словарным запасом, жизненным опытом, отношением к жизни и т. д. К каждому ребенку необходим уникальный, индивидуальный подход, и каждая ситуация заслуживает не менее уникального анализа. Однако в психологии существует ряд принципов, на которых все строится.

  • Не переносите свой спортивный опыт на ребенка, ваш ребенок должен попытаться научиться и во всем разобраться сам.
  • Не перегибайте палку, желая дать совет, превращая совет в наставление и преподнося свои прошлые достижения как удивительные и непосильные для других заслуги.
  • Не подрывайте авторитет тренера в глазах ребенка, ведь это может сильно ухудшить отношение ребенка к тренировкам и к самому тренеру.
  • Не сравнивайте вашего ребенка с другими детьми и в то же самое время не перехваливайте ребенка, будьте объективны в своих оценках.
Читайте также:  Как настроить гамму в майне

Хвалить и критиковать имеет право только тренер, а вы должны подходить к оценке достижений ребенка с позиции любителя: «Ты молодец! Ты здорово играешь, стараешься!». Нельзя ругать, критиковать, сердиться на ребенка.

  • Не говорите ребенку перед соревнованиями, чтобы он не нервничал или успокоился.

Говорите, что беспокойство и эмоции перед соревнованиями — это нормально, а предстартовое волнение и страх испытывают абсолютно все, и дети, и взрослые, просто иногда не показывают этого. Не ведите себя чрезвычайно серьезно, не показывайте свое волнение и беспокойство, не мандражируйте в день соревнований больше ребенка (или хотя бы не показывайте этого). Спланируйте день соревнований как обычный выходной – просто вместо условного парка или кинотеатра вы едете на детские соревнования.

  • Ни в коем случае не заставляйте ребенка бояться поражения («Я все сделал не так, я все проиграл, я хуже всех!» и т.д.).

Перед соревнованиями необходимо поговорить с ребенком о том, что он будет делать, если все-таки проиграет. Предположить, что на соревнованиях могут быть дети, которые готовы лучше и выступают лучше. Если же вы, как родитель, не обладаете нужными знаниями и умениями в области подобных бесед, просто пропустите этот пункт. Самое главное во всем этом – научить ребенка перестать бояться поражения. Внушить ему, что поражение – не конец света, а лишь повод проанализировать собственные умения и двигаться дальше.

  • Если ребенок проиграл на соревнованиях, родителям стоит вести себя естественно, не обманывать его, не обвинять других без причины, не принижать собственные достоинства.

Поговорите с ребенком о том, что он сделал хорошо – пусть даже в итоге он проиграл. Поиск положительных моментов даст ему огромный заряд мотивации на будущее. Один хороший поступок запоминается намного лучше, чем множество плохих поступков. Именно поэтому мы помним, как уступили место в транспорте и нас за это поблагодарили – причем в достаточно мелких деталях, и в то же время не помним десятки случаев, когда не уступали. Дайте ребенку запомнить хорошие моменты из соревнований!

  • После соревнований «живите» выступлением ребенка и говорите о них ровно столько, сколько захочет сам ребенок.

Обязательно участвуйте в этих разговорах, не говорите ребенку: «Ну сколько можно… уже в пятый раз об этом говорим, хватит!». Рефлексии очень важная часть постсоревновательной психологической установки. И еще очень важный момент – устройте семейный праздник, вне зависимости от результата соревнований (например, поход в кафе, прогулка в парк, кино). В случае победы вы таким образом отметите ее, а в случае поражения дадите ребенку достаточно времени на обдумывание и обсуждение ситуации с вами, а также наполните его день позитивными эмоциями.

  • Помните, что вы должны всегда находиться в контакте с ребенком (вербальном/зрительном).

Одно из самых страшных и разочаровывающих событий для ребенка – посмотрев на трибуну, увидеть, что родители сидят в телефоне, на что-то отвлечены, куда-то отошли (в туалет, кафе, например) – в общем, не следят за ним. Сделайте все дела и все нужные звонки заранее. Ребенок выступает не только и не столько для себя, сколько для вас, особенно если он сам просил обязательно прийти и посмотреть, как он выступает.

  • Постарайтесь создать в семье атмосферу безопасности и любви, дайте ребенку понять, что он всегда может поговорить с вами или обратиться за советом.

Если вы не можете что-то сделать так, как хочет рбенок, обязательно объясните ему причины этого спокойно и понятно. Уважение к родителям и страх по отношению к ним – разные вещи.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *