Как настроить фрикцион мультипликаторной катушки

РЕГУЛИРОВКА ФРИКЦИОНА НА МУЛЬТЕ: как не сломать катушку

К сожалению, довольно часто причиной выхода из строя морской мультипликаторной катушки становится сам рыболов при попытке отрегулировать фрикцион. В отличии от безинерционных катушек, для мультов такого класса существует определенная последовательность действий регулировки фрикциона, обусловленная их конструкцией. Нарушение этой последовательности почти всегда приводит к повреждению механизма фрикциона. Это в равной степени относится и к катушкам типа Level Drag, и Star Drag.

Сначала о типах фрикционов . На мультипликаторный катушках, не предназначенных для ловли забросом (conventional reels), их два:

Level Drag — управление производится одним рычагом, который в крайнем нижнем положении полностью освобождает шпулю, а в крайнем верхнем верхнем, в зависимости от регулировки, может фиксировать ее полностью.

Star Drag — управление производится двумя элементами. Звездочка на валу ручки позволяет менять усилие срабатывания фрикциона, а рычаг на корпусе — полностью освобождает шпулю.

О правилах регулировки фрикциона я расскажу на примере катушки типа Level Drag

Управление фрикционом происходит перемещением рычага снизу вверх. В крайнем нижнем положении рычага шпуля полность освобождена (например, когда снасть опускается на дно, при этом нужно чуть-чуть подтормаживать шпулю пальцем, чтобы не получилась «борода» — шпуля довольно тяжелая и инерция у нее большая).

В крайнем верхнем положении шпуля зажимается настолько, насколько установлено максимальное усилие для срабатывания фрикциона.

Есть и промежуточное (я его называю рабочим) положение рычага. Иногда оно ощущается при движении рычага — он в этом месте как бы защелкивается но легко продвигается дальше.

а у некоторых моделей есть даже специальный фиксатор, для преодоления которого необходимо усилие или даже нажатие на кнопку. Он как бы говорит, что дальше начинается зона, где нагрузки на снасть будут предельные.

Усилие, с которым срабатывает фрикцион, у катушек Level Drag регулируется с помощью винта на оси шпули

И вот тут самое главное:

РЕГУЛИРОВКА ПРОИЗВОДИТСЯ ТОЛЬКО ПРИ ПОЛНОСТЬ ОСВОБОЖДЕННОЙ ШПУЛЕ — РЫЧАГ В КРАЙНЕМ НИЖНЕМ ПОЛОЖЕНИИ.

Последовательность действий проста:

  • освободить шпулю,
  • чуть-чуть повернуть винт (буквально на несколько градусов),
  • дослать рычаг в рабочую зону,
  • проверить достаточно ли усилие, с которым фрикцион отдает шнур в рабочей зоне
  • дослать ручаг в крайнее верхнее положение
  • проверить, с каким усилием срабатывает фрикцион там

И так далее — в поисках «золотой середины»

И немного о работе фрикционом. Многие рыболовы считают, что фрикцион должен быть отрегулирован так, чтобы в крайнем верхнем положении шпуля фиксировалась «намертво». На мой взгляд, это чревато следующими неприятностями:

  • если шнур очень прочный, сила тяги может оказаться такой (например, на зацепе), что фрикцион «сорвет» и он выйдет из строя.
  • по этой же причине чрезмерная нагрузка на вал шпули может способствовать деформации подшипников, вала и т.д.
  • если шнур не очень толстый, он может прорезать намотку на шпуле и заклинится внутри, а это потеря шнура.

Поэтому я усилие срабатывания фрикциона регулирую так, чтобы в крайнем верхнем положении шпуля была зафиксирована «на грани фола», на пределе прочности шнура. А если шнур заведомо очень прочный, то так, чтобы я сам с трудом мог «отобрать» и фрикциона несколько метров шнура. В этом случае при запредельных нагрузках шнур все же пойдет, а если и потребуется его намертво застопорить, то при такой регулировки это легко сделать, зажав рукой шпулю.

И что нельзя делать ни в коем случае — так это пытаться менять услилие срабатывания фрикциона во время вываживания крупной рыбы — это прямой путь к поломке катушки. Что сделано — то сделано, и если катушка оказалась недостаточно правильно отрегулирована, нужно бороться другими способами: зажимать шпулю руками, отвоевывать у рыбы шнур подходом лодки и т.д.

Читайте также:  Как настроить скорость работы вентилятора

У катушек Star Drag регулировка фрикциона аналогичная

и правила те же: все регулировки только при полностью свободной шпуле. Но только один важный момент: шпуля должна быть освобождена не только рычагом, а и звездочкой, которая должна быть полность выкручена на себя.

Источник

#1. Мультипликаторный сериал, или учимся на мультовода: начало и тормоза катушки

Это только кажется, что мультипликаторная снасть сложная. На самом деле все очень просто и нужно лишь немножко сообразить, что делать.

Да, да! Вся проблема начинающих мультоводов исключительно в том, что не слишком ясно что и как нужно настроить в мультипликаторной катушке. Рассказано об этом много, но как правило в общих чертах. В результате начинающий мультовод упирается в какой-нибудь нюансик и. приплыли — он потерян для этой увлекательной снасти.

Тем не менее мы попробуем разобраться в «мультоведении» и постараемся научиться понимать нюансы. Мы станем более думающими рыболовами и даже получим массу больших удобств (по сравнению с безынерционными снастями).

Ну, например мультипликаторную снасть удобнее держать, с ней удобнее и легче вываживать крупный трофей, если говорить о твичинговой и джиговой ловле, то эта снасть более информативна, или, как говорят, более чувствительна. Это все кратко и кое-какие моменты я еще освещу по ходу нашего мультипликаторного сериала.

Что касается недостатков мультипликаторной снасти, то у нее есть только один недостаток — страх самого начинающего мультовода, что ничего не получится. Возьмите себя в руки и все у вас получится. У меня же получилось.

Итак, с чего начинаем? Как ни странно, но с решения для себя какими приманками вы планируете ловить своей мультипликаторной снастью.

Приманки нужно разделить на две группы:
1. Воблеры, вертушки, спиннербейты. Т.е. довольно парусящие приманки.
2. Джиги, колеблющиеся блесны. Т.е. приманки летящие гораздо лучше.

Для чего нужно это разделение.
Все дело в том, что для первой группы оптимальнее будет применение катушки с центробежным тормозом перебежки шпули, а для второй группы больше подходят катушки с магнитной системой.

Вы хотите примеры таких катушек? Увидеть их внешнее различие? Ну, что касается внешнего различия, то если вы видите на боку катушки вот подобный регулятор, как на фото ниже (кружок с циферками), то это катушка с магнитным тормозом. Если такого ругулятора нет — с центробежным. Это первый внешний признак.

Но правильнее будет читать описания к катушкам, где редко когда не упоминается тип тормозной системы. Вот два примера: с магнитной системой (та самая катушка, что представлена на фото, ей я и пользуюсь) и с центробежной системой (скоро она приедет ко мне и я вас с ней познакомлю).

ВНИМАНИЕ! Мне лично удобнее держать спиннинг в правой руке, а катушку крутить левой — это «левая» катушка. Кому-то удобнее наоборот, т.е. спиннинг держать в левой руке, а катушку крутить правой рукой — катушка будет «правая». Переставить рукояти слева направо и наоборот не получится — производители специальной выпускают одинаковые, но зеркальные модели. В примерных катушках во второй ссылке можно выбрать ту и другую сторону, а вот зеркало первой, т.е. «правая», здесь.

Теперь о тормозах катушки. Вы не поверите, но у них этих тормозов аж по три в каждой, за редким исключением некоторых моделей. Их главенство по порядку: тормоз перебежки, осевой тормоз и фрикцион.

На последнем я даже останавливаться не буду — они несут ровно ту же функцию, что и на безынерционных катушках. Осевой тормоз притормаживает катушку и о нем будет отдельный рассказ. А вот тормоз перебежки. Самое интересное. С него и начнем.

Тормозов перебежки известно два типа систем: центробежная и магнитная.

Центробежная система
Представляет собой небольшую центрифугу с грузиками (располагается на шпуле) и внешним тормозным стаканом (располагается на крышке корпуса катушки. Под действием центробежной силы, при раскручивании шпули, грузики смещаются по направляющим и вступают в контакт со стенками тормозного стакана. Эффект торможения растет пропорционально скорости вращения шпули и, соответственно, гасит ее сильнее.

Эта система лучше для парусящих приманок, т.к. изначальная скорость полета парусящей приманки ниже, чем компактной, шпуля раскручивается с меньшей скоростью вращения и тормоз в действие не вступает, позволяя парусящей приманке улететь дальше. При этом, если прицепить компактную приманку, имеющую большую начальную скорость, то скорость вращения шпули сразу станет высокой и центробежные тормоза моментально притормозят полет приманки. Для регулировки тормозного усилия приходится снимать крышку (это легко) и выставлять нужное число задействованных грузиков (тоже легко).

Читайте также:  Как настроить наушник контр страйк

Магнитная система
Так же состоит из двух взаимодействующих частей — магнитного стакана (иногда кольцо) и магнитного блока. Только в этой тормозной системе уже взаимодействующий с магнитами, а не упорный, стакан (кольцо) закреплен на шпуле, а магнитный блок — в боковой крышке катушки. Именно из-за этой конструкционной особенности регулировка у магнитной системы только внешняя. Это легче чем на катушках с центробегами, но несильно — все равно настраивать тормоза приходится не так часто, как кажется.

Магнитная тормозная система имеет широкий диапазон регулировки для средних скоростей, но избыточно тормозит на малых. На больших скоростях торможение менее заметно, чем у центробежной системы, что позволяет приманке развивать более высокую начальную скорость. Именно из-за этой особенности магнитка больше подходит для реализации дальних забросов компактными приманками — джигами и колебалками (вне конкуренции классический Кастмастер). Это не значит, что катушкой с такой системой нельзя работать воблерами. Можно и никто не запрещает! Только дальность заброса, по сравнению с катушкой на центробежке, будет значительно ниже.

Здесь есть один нюанс, к которому каждому мультоводу стоит стремиться — работать с полностью отключенными тормозами перебежки. Не зря же говорят, что тормоза придумали трусы. А трусы у нас сами знаете кто — те кто боятся мультов как зайцы волков. :)) Так вот работа с отключенными магниткой или центробежкой позволяет получить самую большую дальность заброса. А для того чтобы не было бород лески (шнура) у вас обязательно должен присутствовать навык контроля вращения шпули. Ваша цель не допустить ее более быстрого вращения, чем это дает раскручивающая шпулю улетающая приманка. И поверьте мне, что это делать совсем несложно и если даже у вас не слишком получается, то есть тут один маленький секретик недопущения бород, о котором я расскажу в следующей серии.

И да... Я забыл рассказать, что бывают катушки в которых совмещены обе системы. Для чего это нужно я так и не понял, но они есть и не показать их пример я не могу — Haibo Smart серий 50/51 HMCS, 150/151 MCS, 200/201 MCD (различие в лесоемкости и передаточных числах катушки — таблица там есть, можно выбрать)

Понравилась статья? Поставьте лайк рыбаку на удачу! :))

Источник

Настройка мультипликаторной катушки с магнитным тормозом на примере Falcon SeaKnight

Вот же, ё мое, открыл Америку. Решил рассказать о настройке мульта. Сейчас столько видео на Youtube, что и голову ломать нет смысла. Поставил регулировочные колесики на рекомендуемые значения и в путь, иди рыбачь. Может оно и так. Однако, лучше сразу начать понимать, что крутишь и для чего. Тем более, что даже на такой бюджетной катушке как Falcon SeaKnight целых 3 тормоза — фрикционный, осевой и магнитка. И все крутится не просто так. Вот на примере Фалкона и разберем, как настроить мультипликаторную катушку с магнитным тормозом. Подобных механизмов на руках рыболовов, решивших освоить кастинг, хватает. Алиэкспресс, вероятно, еще долго будет снабжать нашего брата недорогими рыболовными товарами. И, как показывает практика, хуже они не становятся.

Итак, начнем вот с чего.

Для чего весь этот винегрет с несколькими тормозами на катушке?

Бейткастинговая катушка — это улучшенный механизм старых добрых инерционок. И основная беда при работе с ними — «борода». Или, как сейчас, правильно говорят «перебежка». Возникают «бороды» в большинстве случаев в двух фазах заброса:

  • В начале заброса, когда шпуля имеет максимальную скорость вращения и приманка не успевает вытянуть леску. Леска сначала складывается на барабане, а затем наматывается, но уже в обратном направлении.
  • В конце заброса, перед приводнением приманки. И вновь виновником торжества становится скорость вращения шпули. Блесна уже готова встретиться с точкой заброса, а вращение барабана, хоть уже и скорость меньше, все еще сильно. Как результат — приманка упала на воду, а шпуля продолжает крутиться. Нить не вытягивается, витки переплетаются и получаем подарок бородатой наружности.
Читайте также:  Maxwell весы напольные как настроить

Так вот, если в давние времена приходилось постоянно контролировать вылет приманки придерживая барабан большим пальцем руки, то сейчас катушки снабжаются тормозными системами.

Тормозная система Falcon SeaKnight

Как уже было сказано выше, тормозная система Фалкона состоит из трех видов тормозов. Четвертый (рыболова) рассматривать не будем до определенного момента.

Осевой тормоз

Самая «древняя» система торможения. Ее работа заключается в механическом прижиме оси шпули. Вращая гайку тормоза убирается излишний продольный люфт. При этом, прижимая ось шпули, не даем ей свободно вращаться, гася ее инерцию.

Регулировочная гайка осевого тормоза находится со стороны рукоятки рядом со звездочкой фрикциона.

У Falcon SeaKnight ослабление прижима производится против часовой стрелки.

К сожалению, на столь бюджетной катушке тонко настроить тормоз не получится. Однако, как показали выезды на рыбалку, даже столь грубая система не мешает нормально настроить мультипликаторную катушку.

Как устроен магнитный тормоз мультипликаторной катушки

Магнитный тормоз — это механизм, подавляющий вращение шпули за счет создания магнитного притяжения.

В Фалкон Синайт находится самая простая из магниток, но вполне рабочая. Китайцы довольно неплохо с ней разобрались.

Состоит она из 10 неодимовых магнитов разной полярности. При вращении шпули катушки созданное магнитами поле работает в обратном направлении. При этом, чем выше скорость вращения, тем больше создается сопротивление, и тем сильнее происходит торможение в катушке. Если шпуля замедляется, эффект торможения уменьшается, но полностью не затихает.

Регулировка магнитного тормоза происходит в данном случае за счет приближения и удаления магнитного поля специальным колесиком с цифрами.

Преимуществом магнитной системы торможения считается простота использования и долговечность. Здесь нет трущихся деталей, а значит нечему истираться. Если магниты стали слабыми или потерялись, то замена их произойдет относительно дешево.

Родоначальником производства мультов с магниткой является DAIWA. С легкой руки инженеров компании магнитная система мультипликаторных катушек постоянно прогрессирует. К примеру, в 2021 году катушки начали оснащаться новой системой SV BOOST. Здесь задействован двух ступенчатый регулируемый ступенчатый ротор.

Что такое фрикционный тормоз на катушке и как пользоваться

Фрикционный тормоз на мультипликаторной катушке имеет строение, что и на безынерционке. Состоит из пакета с карбоновыми шайбами.

Настройка фрикциона происходит по той же схеме.

Вращением шестерни необходимо создать такое сопротивление, чтобы леска стягивалась при чрезмерном усилии.

Хотя нет. Есть еще один тормоз. Самый главный — это рыболов. А именно его большой палец, вовремя ложащийся на шпулю.

Все остальные способы и ухищрения настроить мультипликаторную катушку, даже имеющую супер-пупер систему торможения, ничто по сравнению с хорошо натренированным большим пальцем.

Теперь, после краткого ознакомления с тормозными системами на примере Falcon SeaKnight сделаем первичную настройку катушки с магнитным тормозом.

Почему первичную настройку? Так тонкость и чувствительность настройки всегда идут за пожеланиями рыболова. Кому-то нет оснований доводить катушку до сверхдальних забросов. Ему будет необходима исключительно самостоятельная работа магнитной системы торможения и отсутствие «бород». Другой будет стремиться снизить эффект работы тормозов и полагаться на свой палец руки.

Как настроить мультипликаторную катушку с магнитным тормозом

А хитрость настройки заключается в следующем.

В первую очередь производится «грубая» настройка осевого тормоза (1). Его затягивают до того момента, пока продольный люфт не позволит приманке медленно опускаться.

Не забываем при этом отжимать клавишу разблокировки шпули.

Далее потребуется настроить магнитный тормоз. Для новичка хитрость заключается в том, что нужно будет установить тормоз на МАКСИМАЛЬНОЕ значение. Это позволит на первых забросах по-максимуму избежать перебежек. Если после нескольких забросов освоитесь с такой регулировкой, то начинаем магнитку ослаблять.

Почему так, а не иначе? Во-первых, все нужно делать постепенно. Особенно когда есть продолжительный опыт работы с безынерционками.

Во-вторых, работа магнитного тормоза и осевого распределена по фазам заброса.

При забросе приманки, когда шпуля разогналась на полную, за торможение отвечает магнитная система. Именно она притормаживает шпулю и «следит», чтобы леска успевала сходить без перебежек. Как было уже сказано выше, чем сильнее разогналась шпуля, тем сильнее система тормозит ее. Когда скорость полета приманки снижается, то скорость вращения шпули так же снижается, но еще достаточно высока, чтобы леска не успевала сходить. Где-то с этого момента основную работу торможения берет на себя осевой тормоз.

Источник

Поделиться с друзьями
Делаю сам
Adblock
detector